autozhodino44Какими были наши первые иномарки? Вспоминаем эпоху, когда Passat B3 считался престижным автомобилем

Какими были наши первые иномарки? Вспоминаем эпоху, когда Passat B3 считался престижным автомобилем

10.08.2016 | Опубликовано 3 года назад

Во времена СССР автомобиль, как бы его ни называли, был роскошью. Далеко не каждая семья владела «Копейкой», «Москвичом» или хотя бы «Запорожцем». О «Волге» и мечтать не приходилось. Вплоть до распада Союза личную машину могли позволить себе лишь избранные. Эпоха массовой автомобилизации в Беларуси началась лишь в середине 1990-х, когда в нашу страну хлынул поток иномарок из Европы. Наверное, все помнят первые Audi 100 и Volkswagen Passat B2, которые начали встречаться в потоке старых советских машин. Onliner.by возвратился в середину позапрошлого десятилетия и вспомнил, какие первые модели родом не из СССР появились в наших дворах.

Понятно, что редкие Opel, Ford, Audi и прочие Volkswagen с Volvo присутствовали на территории нашей страны еще в 1980-х. Но сегодня речь пойдет именно о массовом потоке импортных машин. Этот период связан с зарождением автомобильного бизнеса в Беларуси. Тогда стали появляться первые газеты с объявлениями (созданные по аналогии с польскими и немецкими изданиями), открывались официальные дилеры и, конечно, начинали свою работу перегонщики, заполонившие автомобильный рынок «Ждановичи». Были времена, когда люди пригоняли из Литвы по 20 машин в неделю и легко их реализовывали белорусским автолюбителям, только-только научившимся пользоваться электростеклоподъемниками. В приграничных районах (особенно возле Литвы) предприимчивые белорусы сколотили целые состояния на перегоне.

Любимые Volkswagen

Любовь белорусов к автомобилям Volkswagen берет свое начало если не с древних времен, то со времен второго поколения Passat точно. Встретить на дорогах Passat B1 было сложно (хотя пару десятков таких машин в РБ было), а вот Passat B2 стал первым любимцем публики. Элегантные на то время седаны (они еще назывались Santana), лифтбэки с покатой крышей и, конечно же, практичные универсалы… Белорусы искренне полюбили эту машину. Многие по ошибке называли «Пассатом» универсал любой марки. Модель В2 выпускалась с 1980-го по 1988-й, поэтому к середине 1990-х ценники на нее в Европе стали очень «сладкими». Практически никаких таможенных барьеров у потока «бэушки» из ЕС не было, поэтому автомобили покупали все, у кого были какие-либо сбережения.

Но не стоит забывать про еще одного всенародного любимца — Golf. Эта машина тоже начала набирать обороты у нас во втором поколении. Хотя первых «Гольфов» в Беларусь пригнали больше, чем Passat B1. Модель Golf II была компактнее по сравнению с В2 и имела два типа кузова — хетчбэк и седан (назывался Jetta и имел другое оформление передней части). Этот автомобиль полюбился нам за свою надежность и неприхотливость. Большинство Golf II, приехавших к нам более 20 лет назад (уже «бэушными»!), до сих пор на ходу и практически не теряют в цене. Починить эту машину можно с помощью молотка, изоленты и бутылки уксуса.

Более зажиточные белорусы покупали дорогие и намного более комфортные Passat B3 и Golf III. Это уже были автомобили другой эпохи. Ведь если в салоне Passat B2/Golf II был уровень чуть ли не вазовской «восьмерки», то третье поколение народных VAG дарило водителю и пассажирам куда более высокий уровень комфорта и безопасности. Популярность обрели и семейства микроавтобусов T3/T4. А ближе к концу 20-го века в Беларуси стали появляться первые Sharan. Нет белорусской семьи конца 1990-х, которая не мечтала бы о такой машине. Стоил «Шаран» даже в 5-летнем возрасте — несколько годовых зарплат среднестатистического белоруса.

«Опели», которые гнили

Ох, сколько же шуток было связано с моделями Opel. Если прислушаться в лесу… Все машины когда-нибудь станут Opel… Opel — это немецкий «Запорожец»… Кажется, после таких высказываний ни один человек в здравом уме не купит Opel. Ан нет! Резко подешевевшая в Германии Ascona (после появления Vectra) стала достаточно популярной у нас. Так уж исторически сложилось, что в Беларуси прижилось только третье поколение «Асконы», которое в 1988-м уступило место на конвейере первой Vectra. Выпускалась Ascona в трех кузовах — седан, лифтбэк и… купе. Но в 1980-х купе не означало более дорогую спортивную модификацию. Напротив, это была дешевая версия седана (с двумя дверями вместо четырех).

Кроме того, в Беларусь завезли достаточно много экземпляров бизнес-седана Rekord и его преемника — Omega первого поколения. Комфортные большие диваны на колесах. Ну и конечно, все мы помним старый добрый Kadett, который покинул конвейер лишь в 1994 году, уступив место Astra. Первым «Опелем», который по своему уровню был схож с Passat B3, стала Vectra. Она уже не так сильно гнила по сравнению с той же Ascona. Хотя шутки про ржавеющие Opel ходят по деревням до сих пор.

«Форды», которые были «хуже, чем Opel»

О европейских «Фордах» тоже шутили в народе, заимствуя поговорки у немецких механиков. Самой популярной шуткой была следующая: «Opel был бы худшей машиной, если бы не Ford». К слову, проблемы у «Фордов» были такие же, как и у «Опелей», — гнили кузова. Любопытно, что обе марки, выведенные на европейский рынок американцами, являются прямыми конкурентами. Сегодня у Ford среди хедлайнеров продаж значатся Focus, Fiesta и кроссоверы. Но во времена существования журнала «Корвет» на дорогах Беларуси самыми популярными «Фордами» были Sierra и Scorpio. Первый — конкурент Opel Ascona c аналогичными кузовами. Второй тягался с Opel Rekord/Omega.

Компактные Ford тоже часто встречались на дорогах. Здесь речь идет о семействе Escort/Orion и стареньких Fiesta. «Эскорты», кстати, какое-то время выпускали под Минском на всемогущем заводе «Юнисон», и их даже использовали минские сотрудники милиции. Ближе к 2000 году на дорогах стали появляться подержанные Mondeo (эта модель сменила Sierra) первых поколений, а также первый Focus, который оказался весьма успешным. В 1994-м Scorpio обновился, получив самую унылую переднюю часть во вселенной, а в 1998-м покинул рынок, не получив преемника. К слову, все непремиальные модели Е-класса (Opel Omega, Peugeot 607, Renault Safrane/VelSatis, Citroen C6) прекратили свое существование без последователей.

«Селедки», «Крокодилы» и «Акулы»

После того как в Беларуси начали появляться первые бизнесмены, на дорогах, соответственно, стали встречаться автомобили премиум-класса. Здесь бестселлером была Audi 100. «Сотку» можно назвать второй любимой машиной в народе после Passat B3. Плавность хода, комфорт, шумоизоляция, отличные моторы, ремонтопригодность… После «Жигулей» и «Москвичей» она казалась настоящим космолетом. Из-за характерной формы кузова модель называли «Селедкой». Второй популярной Audi стала «восьмидесятка». Особенно нам полюбилась стильная «Бочка», ценник на которую до сих пор доходит до 4 тысяч долларов.

Автомобили Mercedes всегда были дороже, чем Audi, и ценились выше. О 140-м кузове мечтали многие, но позволить себе «шестисотый» могли единицы. А вот старенькие W123 и W124 пользовались успехом у более простых людей (но тем не менее весьма обеспеченных!). По плавности хода предшественники «Лупатого» дадут фору большинству современных машин, включая новые модели Mercedes. Вот уж где были настоящие диваны! Особенно все любили купе W124 без средней стойки. Безупречный автомобиль! «Крокодилом» люди называли не только второй Passat, но и Mercedes W123. Если бы не гниющие кузова, эти машины ездили бы вечно. К слову, популярен у нас был и Mercedes 190.

Но любители драйва все же предпочитали старенькие BMW 5-Series и 3-Series. Данные автомобили, выпущенные в конце 1980-х, пользовались большой популярностью и до сих пор переходят из рук в руки в молодых кругах. Мечтали о BMW практически все школьники, называя модели этой марки «Акулами».

Итальянцы и шведы тоже делали авто!

Сегодня итальянские машины не пользуются особым спросом на вторичном рынке. А вот в конце прошлого столетия белорусы весьма охотно ездили на Fiat Uno и Tempra. Эти автомобили неплохо продавались в Европе, поэтому доехали и до нас. Среди Alfa Romeo можно отметить первые выпущенные 164, а также более свежие (а от этого более дорогие и более редкие) 155 и 145/146. Время от времени на дорогах можно было встретить Lancia. Ближе к 2000-м в Беларусь навезли много Fiat Bravo/Brava и множество хетчбэков Punto.

Среди первых массовых автомобилей, прибывавших с Запада, были и модели Volvo. Особого внимания заслуживала 740-я. Помните такую? Ну конечно помните. Квадратный «чемодан». Были седан и универсал. Эту машину еще просто было рисовать в тетрадках с помощью линейки с прямым углом. «Самолеты» Saab 9000 иногда пролетали и по белорусским просторам. Хотя популярной эту шведскую марку назвать нельзя.

Французский шарм и шведская безопасность

Когда вспоминаешь французские автомобили 1990-х, сразу же в памяти всплывает Renault Laguna. Но это относительно новая модель. Куда более популярным у нас был хетчбэк Renault 19. Эта машина выпускалась с 1988 года и была весьма серьезным конкурентом Opel Kadett/Astra. Кроме хетчбэков встречались кабриолеты и седаны Renault 19. Последний еще назывался Chamade. Попадались на наших дорогах и более старые Renault 21 и 25. Некоторые были весьма недурно укомплектованы!

Концерн PSA тоже был хорошо известен белорусским автолюбителям. Здесь можно вспомнить старенькие Citroen BX, XM и Peugeot 205, 309 и 405. Белорусы вслед за европейцами быстро распробовали компактвэны: стоило первым выпущенным Renault Megane Scenic подешеветь в Бельгиях и Франциях, как они незамедлительно нашли владельцев в нашей стране. Одной из самых любимых моделей 1990-х у нас была Renault Laguna. За относительно небольшие деньги этот автомобиль обеспечивал высокий уровень комфорта по тем временам.

Японские машины

Учитывая, что мы находимся в Европе и все первые иномарки, прибывшие к нам ранее, бегали по дорогам ЕС, практически весь авторынок был заполонен немецкими, французскими и итальянскими машинами. «Японцы» в Германии тогда встречались редко, а стало быть — и у нас. Хотя маркетологи из Страны восходящего солнца, не зря едящие свой хлеб, активно продвигали продукцию на рынках США и Европы. Отсюда масса пригнанных из Германии Mazda 626 и 323. Бывало, встречались и бизнес-седаны 929, а также крохотные хетчбэки 121. Иногда белорусы пригоняли «люксовые» Xedos 6 и 9. Ну кто скажет, что ему не нравились «Кседосы» в конце 1990-х? Красотки!

Кто узнал человека на велосипеде?

В 1980-х годах компания Nissan начала поставки модели Sunny в Европу, где машина неплохо продавалась. У нас она тоже встречалась относительно часто. Марка Toyota в Беларуси в то время была представлена старыми Corolla и Carina. Автомобиль Subaru Impreza был довольно свежим, поэтому популярностью стал пользоваться лишь в 2000-х. Изредка встречалось на наших дорогах первое поколение Subaru Legacy.


Как видите, вкусы многим белорусским автолюбителям привили европейцы. Мы ездили на том, на чем еще вчера ездили жители западных стран. Соответственно, у нас были все шансы сформировать у себя в стране европейский рынок. Но потом белорусы начали возить машины из США, и рынок подержанных авто в нашей стране начал напоминать… Исландию! Да, в Рейкьявике, как и в Минске, тоже можно увидеть рядом Chrysler Voyager и Renault Twingo. А еще на наш рынок сейчас сильно воздействует Россия, поэтому европейский путь развития мы окончательно утратили.

Белорусско-российская граница
Белорусско-российская граница
В конце 1990-х — начале 2000-х новые автомобили белорусы могли видеть разве что на выставках «Моторшоу». Купить себе машину из салона могли немногие

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Денис Логунович. Фото: Александр Никонов (архивы)